Есть в социальной психологии такое понятие: самоисполняющееся пророчество. Если во что-то искренне поверить, то это что-то с большей вероятностью станет действительностью. В этом нет ничего магического. Просто веря во что-то, человек начинает вести себя в соответствии с этой действительностью, и своими действиями неосознанно способствует осуществлению этой действительности.

Метафора осаженной крепости, которую Александр Лукашенко культивировал в течение всего своего президентства, бесконечно пугая население внешними и внутренними врагами со всех фронтов, наконец-то превратилась в реальность.

Враги Лукашенко теперь уже действительно везде. И вопрос уже не в том, кто — враг, а кто — нет. Вопрос в том, кто из врагов наиболее способен воткнуть в спину нож.

Мифическая угроза несуществующего Запада для отвода глаз

Белорусская государственная пропаганда сейчас во всю разыгрывает спектакль про внешнюю угрозу с Запада. Делается это явно не из соображений реальной оценки опасности для власти Лукашенко, ибо любой среднеэрудированный пропагандист прекрасно понимает, что реальной угрозы власти Лукашенко с Запада не исходит. Да, на Западе были бы рады его уходу. Чисто по-человечески рады. Но несмотря на все страшилки про иностранное вмешательство Лукашенко и его окружение прекрасно понимают, что никакого коварного плана по замене белорусского президента на своего ставленника Запад не разыгрывает по одной простой причине: у Запада нет субъектности. 

“Запад” — это фигуральное выражение. Это — не страна, не федерация, и даже не союз. К Западу можно относить США, Канаду, страны Евросоюза, другие страны Европы, Австралию, и даже Японию, но у всех этих стран и образований нет общего руководства, нет координационного центра, нет лидера. Даже отдельно взятый Евросоюз — и тот не имеет субъектности, т.к. внешняя политика каждой из стран-членов определяется самостоятельно, а общие решение принимаются консенсусом 27 правительств (то есть, в основном, не принимаются из-за невозможности консенсуса). И по внешнеполитической линии у них, кстати, очень много серьёзных разногласий. Даже территориальный диспут между Грецией (членом ЕС) и Турцией не могут разрешить из-за разрозненности позиций. Куда уж говорить о какой-то геополитике, да ещё и за пределами союза!

Когда-то можно было утверждать, что роль неформального лидера западных стран выполнял президент США. Однако после прихода к власти Дональда Трампа эта роль очевидно потеряла актуальность. Да, есть НАТО, в который входят 30 стран Европы и Америки, включая Турцию. Но НАТО — это военный альянс. Его компетенция — координация военных операций. Эти операции могут проводиться только по санкции правительств стран-членов, что может делаться довольно быстро в случае возникновения военного конфликта, но в его отсутствие правительства стран НАТО никем не координируются. У них нет общей геополитической повестки, поскольку даже у тех правительств, которые в принципе хоть как-то интересует геополитика (фактически, это только США, Турция, и в некоторой степени Франция и Испания), геополитические интересы — очень разные. 

То, что Польша и Литва серьёзно вынашивают некие планы о территориальной экспансии или восстановлению Речи Посполитой — это чушь несусветная, и все кремлёвские пропагандисты это прекрасно понимают.

Этим двум и без того дотационным регионам Евросоюза никак не нужны миллионы нахлебников с ещё более бедных территорий Европы. Эти миллионы и так успешно ездят к ним на заработки, при этом не пользуясь социальными благами. Я уже не говорю про немыслимость для гордой литовской нации идей возвращения польской языко-культурной доминанты. Националисты этих стран (как, впринципе, и все националисты) являются антиподами друг друга.

При этом, в отличие от Испании и Франции, в соседних Польше и Литве многие реально боятся российской военной угрозы. Оправдан этот страх или нет — это отдельная тема, но боятся реально. Это заметно и по риторике политиков, и по моему личному общению с гражданами этих стран. Соответственно, любое правительство в этих странах всегда будет настроено благосклонно к любым силам, стремящимся уменьшить российское присутствие в приграничной им Беларуси. Это настроение — как раз то, из чего российская пропаганда пытается лепить нелепые страшилки про якобы польские планы аннексии западной Беларуси и подобную чушь, в которую эти пропагандисты сами — я в этом абсолютно убеждён — не верят ни капли.

Да, США и Евросоюз выделяют гранты на поддержку демократии в авторитарных странах вроде Беларуси. Они спонсируют всяческие демократические инициативы и СМИ вроде Радио Свобода, которым в этих странах иначе не дали бы развернуться. Да, Польша и Литва действительно сильно лоббируют оказание Евросоюзом всяческой поддержки прозападных движений в Беларуси, что очень сильно раздражает Москву.

Но реальная угроза власти Лукашенко — не там. Она — там, где была всегда: в тылу. 

Процесс внутрисистемного смещения Лукашенко уже запущен

Первый президент Беларуси, впервые почувствовав реальное негодование народа в связи с, выражаясь словами известного российского дипломата, “неидеально” проведёнными выборами, слишком рано бросился за помощью к Путину. Подобными страшилками про якобы бряцающие оружием войска НАТО у белорусских границ Лукашенко попытался привязать в глазах Кремля риск смещения себя к риску геополитического разворота Беларуси на Запад. Несмотря на то, что никаких геополитических лозунгов на акциях протеста замечено не было, судя по освещению белорусских событий в российских государственных СМИ, Кремлю эта страшилка понравилась. Как минимум, уже стало очевидно, что Тихановскую Кремль уж точно не поддержит. 

После недельной растерянности тональность российской госпропаганды консолидировалась. Если в первые дни после выборов российские пропагандисты во всю шельмовали Лукашенко за его “многовекторность”, которая, по их мнению, и привела к сложившейся ситуации, то сейчас очевидно, что из Кремля была дана команда защищать “своего сукина сына”. 

Казалось бы, всё теперь по плану: союзники приехали, помогают с пиаром и подменяют отколовшихся отечественных пропагандистов (пусть даже и ценой неправильного написания названия страны в нарезанных из роликов NEXTA с новой озвучкой новостных выпусках). Сомневающаяся номенклатура может быть спокойна и перестать размышлять о переходе в другой лагерь — ведь за лидером снова горой стоит великая Россия. 

Но стоит ли? 

Ведь Лукашенко пошёл ровно по тому пути, который ему предрекали ещё задолго до выборов. Он показал Путину свою слабость, отрезал все пути на Запад, открыл восточные ворота и запустил кремлёвский аппарат прямо к себе в тыл. Он запустил туда представителей российской власти, рупоры которой ещё неделю назад открыто негодовали о том, какой ненадёжный Лукашенко союзник, какую реально русофобскую политику он проводил под прикрытием интеграционных процессов, и как неправильно он спрятал от них всех адекватных пророссийских чиновников, так что не с кем теперь и поговорить кроме него.

Неделю назад на российских каналах системные деятели уже хоронили Лукашенко, ставшего для России токсичным после всех грубых фальсификаций и избиений. Его марафон по Минску с автоматом этой токсичности явно не убавил. 

Российская власть видит его таковым давно. И пока у Кремля нет другого союзника в Беларуси, она будет делать красивую мину и помогать удерживать Лукашенко во власти. Но доверия Путина к бывшему союзнику уже не вернуть. Никогда в Кремле не простят Лукашенко за его поведение перед выборами, включая задержание Вагнеровцев, депортацию и избиения российских журналистов, увеличение штата американского посольства и танкеры с американской нефтью в Клайпеде. Это очень хорошо читается между строк (а иногда и напрямую) как в российских новостных выпусках, так и в беседах российских пропагандистов, и даже в сдержанных заявлениях российских чиновников. Неспроста идея конституционной реформы, озвученной мимоходом в вербальной перепалке Лукашенко с заводчанами МЗКТ, в Кремле подхватили с заметным энтузиазмом.

Такая реформа, если исходить из ранее озвученных президентом тезисов, позволила бы быстро вырастить прокремлёвскую партию в белорусском парламенте. Эта партия постепенно смогла бы заместить собой мутный и размытый истеблишмент Лукашенко и в нужный момент стать платформой для замещения и его самого.

И вот этих союзников белорусский президент сейчас впустил к себе в тыл. А там, в тылу, ведь не только Лукашенко с Колей в бронежилетах сидят. Там сидят все те же люди, которые сидели бы там и при другом пророссийском президенте, и общение с ними Кремлю теперь гораздо проще вести без посредничества Лукашенко. Оно уже совершенно точно идёт, о чём свидетельствует более явная скоординированность отдельных чиновников и ведомств с кремлёвской линией, чем с линией собственного президента.

И наиболее вероятный сценарий смещения Лукашенко будет вовсе не через штурм дворца независимости девушками с красно-белыми цветами. Армия, скорее всего, не на их сторону перейдёт. Она перейдёт на сторону тех, с кем уже давно проводятся совместные учения, с кем давно наметились общие внешние враги, и кто предоставит наиболее выгодные условия существования тем, кто готов и далее защищать память гнивших вместе в окопах дедов от осквернения “коллаборационистскими” флагами. И судя по тому, как стремительно развиваются события, что-то мне говорит, что конституционной реформы дожидаться даже не придётся. Враги уже в тылу, и они очень похожи на друзей.



Поделиться статьёй: