В то, что Александр Лукашенко мог набрать официально озвученные 80% голосов на президентских выборах в Беларуси 9 августа 2020 года, не верит уже, пожалуй, никто. Его сторонники в Беларуси и «доброжелатели» в Кремле, очевидно стесняясь этой ослепляющей абсурдом цифры, после выборов стали делать ставку на то, что даже если бы выборы прошли честно, Лукашенко бы всё равно победил. Возможно ли это? Официальные белорусские СМИ и их российские коллеги дружно принялись ссылаться на другую цифру: 61,7%. Откуда она?
Во вбросах про 61,7% даётся понять что, якобы, альтернативная платформа для наблюдения за выборами «Голос», проводившая параллельный подсчёт голосов, вывела такой результат. На эту же цифру ссылался в одной из своих программ известный российский пропагандист Владимир Соловьёв, а также белорусские и российские провластные политики. Общий подтекст этих ссылок таков: мол, даже те, кто утверждает, что выборы были сфальсифицированы, признают, что Лукашенко всё равно победил. В лучших традициях пост-правды, этот вывод делается на основании информации, полностью вырванной из контекста.
Так что же на самом деле значит эта цифра (61,7%) и какие выводы делают те, кто её высчитал? В итоговом отчёте, совместно подготовленном платформами «Голос», «Зубр» и сообщества наблюдателей «Честные люди», всё разложено по полочкам. Было проверено более 550 000 избирательных бюллетеней и 1310 протоколов участковых избирательных комиссий (их фотокопии можно посмотреть тут). Это примерно 22,7% от всех протоколов по стране, то есть выборка для исследования — очень внушающая.
В отчёте делается очень много выводов, но вот главное:
На 30% участков в официальном протоколе за Тихановскую в абсолютном выражении указано меньше голосов, чем имеющихся на руках фотокопий бюллетеней с этого участка.
И это при том, что имеющиеся на руках фотокопии составляют менее 10% от всех бюллетеней (то есть среди проверенных 10% бюллетеней за Тихановскую оказалось больше голосов, чем официально посчитанных от 100% бюллетеней).
Это говорит о том, что масштаб фальсификации на данных участках — титанический. Точно установить, во сколько раз было уменьшено количество голосов за Тихановскую и на сколько умножено количество голосов за Лукашенко на каждом из этих участков, увы, невозможно без полного пересчёта голосов. Это белорусские власти категорически отказываются делать.
Так вот, создатели отчёта констатируют, что даже если закрыть глаза на эти документально подтверждённые фальсификации и просто посчитать голоса по официальным протоколам, как минимум 30% из которых явно были сфальсифицированы, то на этих 1310 участках Лукашенко набрал бы всего лишь 61,7% голосов.
То есть 61,7% — это лучший результат, на который мог бы расчитывать Лукашенко даже после явных массовых фальсификаций в свою пользу.
И если бы он оказался правильным, то это бы означало, что приписанные ему официально 80% голосов являются фальсификацией уже на уровне центральной избирательной комиссии. Вот о чём речь. На всякий случай, перефразирую ещё раз:
После того, как участковые избирательные комиссии массово фальсифицировали протоколы, у Лукашенко набралось 61,7%. А после того, как эти протоколы ещё и обработала центральная избирательная комиссия, у него нарисовались и все 80%.
Сколько реально Лукашенко набрал на выборах точно определить уже невозможно. Невозможно с точностью сказать, на скольких из остальных 70% участков были подобные фальсификации, однако на платформе наблюдения «Зубр» зафиксировано 6532 нарушений с 1403 участков, которые лишь частично пересекаются с 1310 участками, указанными выше. Ознакомиться с ними можно тут.
Однако тот факт, что на большинстве участков, где фальсификаций зафиксировано не было, Лукашенко по официальным протоколам с треском проигрывает Тихановской, говорит о том, что вероятность его реальной победы при честном подсчёте — минимальна.