Существует древнейший миф о том, что национальность и система ценностей напрямую взаимосвязаны. И хотя все мы признаём, что все люди разные, это не мешает нам грешить обобщениями о ценностных особенностях разных национальностей. «Итальянцы — семейные», «арабы — набожные», «китайцы — трудолюбивые», «англичане — вежливые», «голландцы — скупые», «белорусы — мирные». При этом, никого из нас не повергнет в шок встреча с итальянцем-индивидуалистом, арабом-атеистом, китайцем-лентяем, англичанином-хамом, воинствующим белорусом или щедрым голландцем. Мы понимаем, что если в этих штампах и есть хотя бы какая-то доля правды, то основана она лишь на сравнительной частоте проявления некого качества или ценности среди представителей отдельно взятого народа.
Мы понимаем также, что со временем и по мере смены поколений частота этих проявлений может меняться. Теоретически, смена жизненных условий и прочие факторы могут привести к постепенному уменьшению доли верующих арабов настолько, что атеизм начнёт считаться типичной характеристикой араба. При этом мы никогда не сможем всерьёз утверждать, что все арабы — атеисты. Просто при достаточном количестве людей с определёнными ценностями в обществе, эти ценности становятся более характерными для общества в целом и, как следствие, постепенно становятся элементом государственной политики.
В своей статье о происхождении и значении понятия «Запад», я рассказывал о том, что в то время как цивилизационное понятие «Запад» подразумевает собой христианскую цивилизацию в целом, политическое понятие «Запад» в современном значении объединяет в себе государства с общей системой ценностей, таких как:
- личная свобода и первенство прав человека над правами государства;
- демократия и гласность;
- светский мультикультурализм и толерантность.
В упомянутой статье я привёл подтверждения тому, что данные ценности не связаны напрямую с национальной культурой отдельно взятых стран, а отражают лишь стадию человеческого развития в этих странах. Вовсе не все люди в так называемых «западных» странах разделяют данные ценности. К примеру, по данным Gallup, каждый второй житель США хотел бы ограничить, а каждый пятый — вовсе отменить право женщин на аборт. Аналогично, многие жители стран, которые не принято считать «западными», разделяют западные ценности. Исследование всемирного научно-исследовательского проекта World Values Survey показало, что система ценностей людей зависит в первую очередь не от их национальности или страны проживания, а от уровня образования и достатка. Даже в самых бедных и неразвитых странах, ценности богатых и образованных больше совпадают с ценностями в западных странах, чем со среднестатистическими ценностями в их собственной стране. Исследование также показало, что с ростом достатка и образованности в развивающихся странах, средний ценностный показатель этих стран неуклонно приближается к показателям в западных странах.
Ультра-правые националисты в разных странах регулярно пытаются создать миф о якобы противостоянии между их нацией и Западом. Запад ими преподносится как группа стран-лакеев США, обслуживающих национальные интересы Америки в ущерб себе и другим. (Те, кто интересуется статистикой, знают, что многие западные страны давно обошли США по социальному развитию и богатству, что вряд ли произошло бы, если бы их эксплуатировали как колонии.)
Всем, кто до сих пор воображает себе Запад как чужеродное существо, внешнего врага или заморского союзника, спешу напомнить:
«Запад» — это не национально-географическая единица, а система ценностей, у которой нет границ. Следовательно, никакого противоречия между этим явлением и национальными интересами нет и быть не может. Китаец с западными ценностями — не меньший китаец, чем китаец-коммунист, и не меньший западник, чем американец с западными ценностями.
Западных ценностей придерживаются люди во всех странах, и чем больше в обществе таких людей, тем более «западным» становится общество, постепенно трансформируясь в то, что мы называем «западное государство». Отсюда следует, что «Запад» — это транснациональное социо-культурное образование единомышленников, а никак не «пятая колонна», обслуживающая интересы отдельного государства, как это любят преподнести антизападные пропагандисты.
Для тех кто, как и я, является приверженцем западных ценностей, резюмирую: Запад — это мы с вами. Из нас состоит Западный мир. Мы бываем любой национальности, любого вероисповедания, любого цвета кожи. Мы хотим жить в открытом, свободном и справедливом мире без диктата и цензуры. Некоторые из нас живут в странах, где наших — большинство. Другие пока плывут против течения. Но из года в год нас становится всё больше. При этом мы никому не навязываем свои ценности. Это не нужно, ибо люди постепенно сами к ним приходят, когда о выживании думать уже не нужно, и есть время подумать о том, как не быть скотом.