В своей статье о новом расколе Европы я начал раскрывать парадигму о противостоянии «космополитов» и «патриотов» как основном предмете идеологического раскола общества, постепенно заменяющего раскол на левых и правых. В этой статье я бы хотел более детально поговорить об одной из противоборствующих сторон: европейских патриотах и странах, где их присутствие наиболее заметно.
Напомню, что стремительное движение мира и Европы в частности в сторону всё большего космополитизма в последнее десятилетие породило во многих странах обострение патриотических и националистических настроений и движений, встающих в жёсткую оппозицию идее о мире без границ и наций. У приверженцев этих настроений, как правило, имеется перечень общих ценностных знаменателей. Даю определение, о каком звере идёт речь:
Патриот европейский (Urapatrioticus Oralis)
Среда обитания: В первую очередь сельская местность, пригороды, спальные районы, районы с высокой концентрацией иммигрантов, однако в более низкой концентрации встречается почти везде.
Демографические признаки: Чаще всего наблюдается в возрастной группе 50+, в меньшей степени 35-49, однако встречается и среди молодёжи. Как правило это представители уязвимых социальных групп с низким уровнем квалификации.
Характерные признаки: Патриотизм и национальный шовинизм; Консерватизм и приверженность традициям, в том числе в вопросах гендерных ролей; Недоверие ко всему новому и иностранному; Религиозность и суеверие; Отрицательное отношение к иммигрантам, представителям других конфессий, рас и сексуальных ориентаций; Отрицание идеи европейской интеграции и глобализации в целом; Снисходительное отношение к жёстким методам решения проблем и допущение авторитарных приёмов.
Можно поспорить о правильности термина «патриот» для этой категории. Дело в том, что перечисленные выше признаки есть в какой-то степени во всех людях. Патриотами я называю людей, в которых они особо сильны или ярко выражены. Я не хотел бы навешивать явно негативные ярлыки (националист, фашист, фундаменталист, догматик и пр.), ибо они имеют слишком узкую и экстремальную окраску, и далеко не всем патриотам справедливо их приписывать. Кто-то скажет, что можно быть космополитом и одновременно в чём-то патриотом. Это так, но точно так же можно быть добрым, и одновременно в чём-то злым. Противоположности в людях жили всегда, и это не делает их менее противоположными. Если вы в принципе космополит, но испытываете национальную гордость, когда сборная вашей страны выигрывает в ЧМ по футболу, то это не значит, что вы патриот в том значении, которое используется тут.
Где процветают патриоты?
В последние 15 лет фактически во всех странах Европы наблюдается формирование и мобилизация политических сил разной идеологической окраски, так или иначе отстаивающих данные ценности. Если внимательно присмотреться, то почти у всех просматриваются следующие общие знаменатели:
- Патриотическая и конфронтационная риторика;
- Риторика о важности традиционных ценностей;
- Взывание к религиозным чувствам;
- Критика европейской интеграции и изоляционизм;
- Критика иммиграции;
- Популизм;
- Антиамериканизм;
- Ксенофобия, расизм и гомофобия;
- Авторитарные тенденции.
В этой статье я решил перечислить страны, где движения с подобной повесткой впервые после падения фашизма в 1945-ом достигают особого успеха.
Австрия
На последних выборах в 2013 году 20,5% голосов набрала право-популистская Австрийская партия свободы, выступавшая против вступления Австрии в ЕС, против иммиграции и проповедовавшая национал-консервативные ценности. АПС и её лидера Йорга Хайдера неоднократно обвиняли в ксенофобии и разжигании межнациональной розни. Не смотря на это, уже в 2000 году АПС набрала более 27% голосов и её представители были допущены в состав нового австрийского правительства. Тогда это спровоцировало серьёзный конфликт Автсрии с партнёрами по ЕС. Впервые в истории ЕС против страны-члена союза были введены политические санкции. Однако после раскола партии в 2005 году популярность её патриотических лозунгов стала сдуваться и её присутствие в правительстве закончилось. Отношения Австрии с ЕС снова наладились, санкции были сняты и сегодня в Австрии снова превалирует космополитичный курс развития. Тем не менее, 20,5% — это каждый пятый австриец.
Великобритания
На последних выборах в Европарламент 2014 году впервые за 100 лет победу одержала не одна из двух традиционно крупнейших партий Великобритании (Labour и Tories), а протестно-популистская Партия независимости Соединённого Королевства (UKIP). UKIP набрала более 27% голосов, чем утвердила новый идеологический раскол британского общества. До этого лейбористы и консерваторы сражались друг с другом в классических спорах о социальной ответственности государства, налогообложении, трудоустройстве… При этом участие Великобритании в крупных наднациональных проектах, таких как ЕС, ВТО и НАТО, обсуждалось лишь в деталях. А тут вдруг такая радикальная идея как «Нафиг нам эта Европа?» набирает 27%, и становится очевидно, что космополитизм пока что вовсе не стал нормой среди простых британских фермеров, и что призрак имперского мышления тоже не исчез. Сильна ещё мысль, что Британия — слишком великая страна, чтобы на равных объединяться со всякими Словакиями и Эстониями, и чтобы эти Эстонии участвовали в принятии директив о том, какие в Британии должны быть законы. UKIP нельзя назвать националистами, поскольку они выступают за союз англичан с кельтами, но объединяться с кем-то ещё они категорически не хотят, и в остальном идеально вписываются в стереотип патриотов-антикосмополитов.
Венгрия
Правящая партия Фидес, набравшая в 2014 году 45% голосов, известна за свой национал-консервативный популизм, критику европейской интеграции и жёсткое государственное регулирование экономики, противоречащее принципам ЕС. Правительство Фидес во главе с Виктором Орбаном вступило в жёсткий политический конфликт с остальными европейскими странами после скандальной конституционной реформы 2013 года, которую партнёры по ЕС и другие европейские страны расценили как анти-демократическую. Новая конституция ограничивает полномочия судов и прочих контролирующих власть институтов, ограничивает свободу СМИ, а так же содержит ряд дискриминационных положений в отношении религиозных, этнических и сексуальных меньшинств. В добавок к этому, ещё 16,7% венгров на выборах поддержали ещё более радикально консервативную партию Jobbik, ведущую откровенно националистическую, антиевропейскую и антиглобалистскую политику.
Греция
В Греции ситуация особенно интересная. Она подтверждает, что патриотизм и антикосмополитизм бывает как правый, так и левый. Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) со скандалом прорвалась ко власти, набрав на последних выборах более 36% голосов. Но несмотря на свою идеологическую, казалось бы, противоположность ультра-правым движениям, риторика её лидера Алексиса Сипраса всё больше напоминает риторику правых националистов. Патриотические лозунги о единении нации, противостоянии греков давлению извне, выпады против Германии и ЕС с упоминанием гитлеровских захватчиков (и это после того, как Германия многомиллиардными кредитами фактически спасла Грецию от банкротства), постоянное торпедирование идей европейской интеграции и заигрывание с идеями национального интервенционизма. При этом, представителей партии СИРИЗА нельзя обвинить в ксенофобии или гомофобии, и партия выступает за гуманную миграционную политику и общую толерантность. В этом они расходятся с другим антикосмополитичным движением в Греции, ультра-правой партией «Золотой рассвет», набравшей на выборах в Европарламент более 9% голосов. Но в своём евроскептицизме и противостоянии глобализации эти два идеологических врага друг от друга стоят недалеко.
Франция
В авангарде национал-патриотического движения Европы несомненно идёт французская ультраправая партия Национальный фронт. Некоторые журналисты и политики открыто называют НФ фашистской партией. Но несмотря на то, что даже французский суд признал навешивание этого ярлыка приемлемым, я бы сказал что это — упрощение, спровоциораванное многочисленными неполиткорректными высказываниями лидеров партии о концлагерях в период второй мировой, иммигрантах, мусульманах, евреях… Ну наговорили лишнего, было. И несмотря на сильное идеологическое сходство основных ценностей НФ с фашистами Муссулини, я бы сказал что их национал-патриотический антикосмополитизм до фашизма пока не дотягивает. До 2011 года Национальный фронт активно сотрудничал с украинской националистической партией «Свобода» и её российским эквивалентом ЛДПР, а в последнее время развернул сотрудничество с партией Владимира Путина «Единая Россия». Есть также сведения о финансировании Национального фронта из источников, приближённых к Владимиру Путину.
Македония
В данный момент страной управляет национал-консервативная партия ВМРО-ДПМНЕ (Внутреннемакедонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство), одной из основных идей которой является укоренение самоопределения македонцев как потомков великой империи Алексанндра Македонского, на историческое наследие которого также претендует Греция, которая из-за этого до сих пор официально не признала название Македонии.
Россия
Право-консервативная партия Единая Россия, находящаяся у власти с 2001 года, изначально была умеренно патриотической и не препятствовало интеграции России в мировое сообщество. В этом смысле она долгое время выступала умеренным противовесом таким радикально-националистическим партиям как ЛДПР и другим более мелким националистическим движениям. В 2006 году партия, подписала так называемый «антифашистский пакт», или Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. Радикальные национально-шовинистские настроения активизировались в рядах единороссов постепенно. В 2007 в качестве предвыборного манифеста партией был выдвинут так называемый «План Путина», в котором Россия фактически рассматривается не как страна, а как отдельная цивилизация, а первым пунктом плана заявляется «защита общего культурного пространства, русского языка, наших исторических традиций». В 2010 году Национальный институт развития современной идеологии подготовил к заседанию партийных клубов «Единой России» документ под названием «Нравственная основа модернизации», состоящий из трёх глав: состоит из трёх глав: «Православие, как нравственная основа модернизации», «Патриотизм — это гражданская религия современного общества» и «Работать на Россию!» После этот документ немного подправили для политкорректности, однако апелляции единороссов к религии и постепенный отход от принципов светского государства продолжились. Параллельно всё чаще из уст представителей ЕР звучит конфронтационная антизападная и антидемократическая риторика, и слышны призывы о переходе от всего международного к национальному, начиная от фаст-фудов и заканчивая банковскими картами. На этом фоне неудивительно выглядят тёплые контакты Единой России с Национальным Фронтом Франции и дружеские встречи Путина с Орбаном и Ципрасом.
Турция
Находящаяся у власти с 2002 года Партия справедливости и развития (APK), несмотря на свои исламистские корни, изначально позиционировала себя как светскую социал-консервативную партию. Однако с 2013 года у партии резко начали проявляться те же признаки, что и у венгерской Фидес и у российской Единой России. Пошла риторика о духовно-религиозных ценностях ислама, как основы общества, и патриотическая романтизация великого прошлого Османской империи, разговоры о «сферах влияния» на бывших османских территориях. Начались гонения «кощунствующих», ужесточилось регулирование интернета (временно блокировались YouTube и Twitter), ограничили право на аборт, и всё больше начал проявляться культ личности президента Эрдогана, концентрируя в его руках всё большую власть. Были введены новые законы, ограничивающие независимость судов и свободу СМИ. Это движение APK в сторону авторитаризма и постепенное превращение партии в клуб поддержки одного человека некоторые иностранные СМИ даже назвали «Путинизацией» Турции.
Почему именно эти страны?
Честно скажу, пока все не перечислил, сам не знал. Да, есть подобные тенденции и движения в других европейских странах, но там они либо не пользуются настолько широкой народной поддержкой, либо не совсем вписываются в рассматриваемый тут стереотип. К примеру, датская Danske folkeparti и норвежская Fremskrittspartiet выступают за жёсткую миграционную политику, однако в целом придерживаются достаточно либеральных взглядов. Так вот, пролистав этот короткий список, общий знаменатель становится очевидным. Все эти страны являются бывшими империями: Австро-Венгрия, Британская империя, Византия, колониальная Франция, Македонская империя, Российская империя, Османская империя. Выводы из этого, я думаю, вы сделаете сами.
Обсуждение этой статьи в Facebook.